Только сейчас начинаешь понимать и осознавать те ужасные уроки истории, которые остались в далеком прошлом. Вот уже много лет я ставлю свечи, на подоконник 30 октября в день памяти жертв политических репрессий. Это началось в 90-е годы, когда газета «Кировский рабочий» опубликовала список реабилитированных жертв, среди которых был и дед моего мужа В.А.Майков. В 30-е годы семьи Майковых и С.С.Антонена были сосланы в Хибины вместе с малолетними детьми из-под Петербурга как кулаки. А у «кулаков» было по 5 детей, по 2 лошади и корова. В Хибинах жили в палатках в лютый мороз. Вскоре Василия Майкова арестовали за хранение библии, а затем, говорят, расстреляли. Я много лет получаю газету Soon (Сунн) на английском языке, использовала статьи о жизни в работе. Однажды я написала в газету эту историю о библии. А через некоторое время я получила бандероль из Шотландии от Маргарет Мартин, которая заинтересовалась моей статьей и послала мне в подарок англо-русскую (параллельную) библию.
1966 год. Лето. К нам в гости из Якутии приехала троюродная сестра моего свекра Якова Семеновича Антонена – красивая голубоглазая женщина с мужем и 5-летней младшей дочерью Раей. Если бы я знала, кто она я бы поспрашивала что-нибудь. Но в ту пору еще все молчали. Правозащитное движение началось в 90-х. А в прошлом году моя дочь Ольга в Интернете узнала, что некая Рая Зырянова разыскивает всех Антонен, это оказалась та Рая, которую я видела в 1966. Она подарила Оле книгу о судьбах репрессированных финнов «Народ изгой России» профессора Леонида Гильди, в которой есть глава о ее матери, той тете Ане Антонен, которая разыскала Якова Семеновича.
Аня Антонен пережила блокаду, потеряв родителей, но все беды были впереди. 14-летняя девчонка вместе с семьей брата была, как и жители 5 деревень – ингерманландские финны – были выселены в Сибирь, в Якутию. Рая написала воспоминания ее матери; пока везли их в Сибирь, много народу умерло в поезде от голода, трупы просто сбрасывали с поезда на ходу. В Якутию она прибыла с маленьким племянником одна из семьи, все умерли. Не дали ей погибнуть якуты, они хорошо относились к переселенцам. Жизнь Ани, как пишет ее дочь Рая, была страшной. Они без взрослых остались в чужом краю, где их разлучили. Аня пошла работать, чтобы подкармливать Ваню. Ему в детском доме почти ничего не доставалось. Аня хотела добиться права жить с мальчиком вместе, но несовершеннолетней девочке законным путем мальчика бы не отдали. Тогда они просто убежали, проведя несколько ночей под лодкой на берегу. Настойчивый финский нрав помог им выжить и остаться вместе. И даже не забыть родной язык. До конца своей жизни они разговаривали друг с другом на на родном языке – единственное , что у них не смогли отобрать.
Когда же в 53 году финнам разрешили вернуться, оказалось, что их дома продало государство другим людям, а им запрещено было селиться в своих деревнях. И люди снова возвращались в Сибирь. В этой книге указаны места, откуда людей расстреливали (финнов, немцев, евреев…). Указаны места и в Карелии, в Пудожском районе.
Мое поколение, да и нынешнее не очень интересовали судьбы родителей. Или они, родители, берегли нас, многого не рассказывали. И только сейчас начинаешь понимать весь ужас тех лет.
P.S. А сыновья Василия Майкова Антон и Виктор погибли во время войны, защищая страну и режим, который так безжалостно обходился со своим народом.
А.Антонен, г.Пудож
Информация предоставлена газетой "Пудожский вестник"
|