Россия за два года выделит без малого 11 миллиардов рублей для социально-экономической сферы Абхазии. Соглашение об этом подписано во время визита в Сухум премьера Владимира Путина. На переговорах с абхазским руководством он подчеркнул, что главная задача — помочь стране создать свою базу развития экономики. Кроме того, Москва готова оказать Сухуму военную помощь. После того, как Абхазия обрела независимость, визитов подобного уровня еще не было.
Российские делегации такого уровня в Абхазию в ее современной истории не приезжали ни разу. Да и вряд ли это было возможно раньше — когда республика считалась непризнанной. Теперь, после признания, это уже рабочий визит российского премьер-министра.
Первым делом — возложение венков к памятнику павшим во время грузино-абхазского конфликта. Здесь же — встреча с матерями и вдовами погибших. За последний год, по признанию жителей Сухума, город серьезно изменился. Буквально несколько дней назад здесь впервые после абхазо-грузинской войны открылся новый роддом, оснащенный таким оборудованием, о котором еще недавно и мечтать не приходилось. Конечно, сделано это при помощи России. И потому врачи очень хотели показать Путину, как у них теперь все красиво. Звали даже в палаты с новорожденными — премьер всячески старался дать понять, что тревожить малышей не хочет. Но медики все настаивали, и вскоре стало понятно – почему: только что родившихся двойняшек назвали Владимир и Дмитрий.
Вместе с Путиным в Абхазию приехала почти половина правительства. Россия в ближайшие два года собирается продолжать серьезную помощь в развитии республики — почти 11 миллиардов рублей пойдет на строительство новых дорог, школ и больниц. Но понятно, что главная задача — не содержать Абхазию, а дать старт подъему экономики. «Народ Абхазии – талантливый народ, трудолюбивый, мужественный, — отметил российский премьер. — Если он смог выстоять в условиях блокады и непрекращающейся войны, то справится с возрождением своей экономики. В условиях, когда Россия признала независимость Абхазии и оказывает, и намерена оказывать, и будет оказывать системную экономическую, политическую, а если потребуется – и военную поддержку, эту задачу народ Абхазии, конечно, в состоянии реализовать».
Независимость Абхазии — это факт, возврата к ситуации прежних лет, по словам Путина, не будет. Грузинская власть, как он сказал, собственными руками развалила свою страну и признание независимости республик после агрессии — единственно верное решение. Журналисты, конечно, сразу спросили: «Почему к России и Никарагуа пока никто не присоединился?»
«А мы и не рассчитывали на другую ситуацию, когда приняли решение о признании суверенитета Абхазии и Южной Осетии, — признался Владимир Путин. — Мы исходили из того, что так и будет. Реалии все расставят на места. Если сказать по-честному, то Абхазии и не надо никакого другого признания, кроме как России».
Президент Абхазии Сергей Багапш на это добавил: «Дело не в том, как нас быстро признают. Вопрос в другом — как мы быстро восстановимся как государство политически, а главное — экономически».
При этом за рубежом то и дело говорят о необходимости присутствия в регионе международных наблюдателей. И Путин, и Багапш не возражают. Но хотят, чтобы все было по закону. «Мы ведь не против того, чтобы здесь присутствовали иностранные наблюдатели самых разных организаций — и ООН, и ОБСЕ, да места хватит в Абхазии, красивое такое место здесь, рядом с морем, — говорит Владимир Путин. — Но нужно всем исходить из реалий, нужно заключать соответствующие соглашения с Абхазией, признав ее суверенитет и международные права субъекта. Пожалуйста».
Но Путин сегодня встретился не только с властью Абхазии, но и теми, кто считается абхазской оппозицией. Вскоре здесь — президентские выборы. Оппозиционеры говорят, что намерены работать конструктивно. А в нынешнем положении дел их, к примеру, не устраивает, что Абхазия вынуждена просить о помощи.
«Вы сказали, что у нас, в России, воспринимают Абхазию, которая стоит с протянутой рукой? Это не так, — заверил премьер-министр России. — Мы относимся к Абхазии, как к небольшой стране и к небольшому народу, к абхазскому, который попал в беду. Относимся как к братскому народу, который нуждается сегодня в поддержке».
А то, что такая поддержка Абхазии необходима, Путин убедился еще раз, общаясь с абхазскими старейшинами. Их мнение, понятно, особенно уважаемо. «Ни Соединенные Штаты Америки, ни государства-члены НАТО, ни другие европейские государства не могут быть гарантом здесь, на этой территории, — считает председатель Совета старейшин Абхазии Константин Озган. — И народы Северного Кавказа, народ Абхазии, доверяют и считают, что гарантом может быть только Россия».
И Россия, как дал понять Путин, с этой ролью справится.