2 декабря 1957 года в
нашем городе открылось пассажирское автобусное сообщение. Газе-та «Красный
Пудож» сообщала 30 ноября 1957 года: «На линии будет курсировать два автобуса
Пудожской автотранспортной конторы вместимостью 34 пассажира». Установлены были остановки: пос. Транспортный,
автобаза и т. д. до Филимонихи.
Первыйрейс пассажирского автобуса
Он состоялся в июне
1937 года. Об этом сразу же сообщила районная газета «Красный Пудож»: «Па днях
открылось регулярное автобусное сообщение Пудож — Подпорожье. Автобус
ежедневно делает 3 пробега Пудож — Подпорожье и обратно».
Первый самолет в Пудоже
13 февраля 1929 года
самолет Ф-13 (пилот И. Д. Михеев, родом из Тубозера) вылетел из Москвы через
Ленинград — Лодейное поле
Вытегру на Пудож с
целью спасения жизни умиравшей от гангреныучительницы А.М.
Громцовой. В Пудоже
самолет приземлился на Водле за старым Домом культуры. Забрав Громцову, самолет
вылетел в Ленинград, куда прибыл через 5 часов полета. Учительницу сразу же
доставили в больницу, и ее жизнь была спасена.
Воздушные ворота Пудожа
Регулярная авиалиния
Пудож — Петрозаводск открылась в 1934 году.
Ежедневно совершалось
два рейса. Перевозились пассажиры и почта. В 1971 г. начала «действовать
авиалиния Пудож — Ленинград, в 1973
г. — Пудож — Каргополь.
Первый проект железной
дороги через Пудож
Проект
Онежско-Вытегорской железной дороги через Пудож появился в 19 веке. Автор его
— вытегорский купец В. Воробьев. Как отмечали разработчики проекта, «Пудож,
этот северный Назарет, может достигнуть значительного развития». Отмечалось,
что Пудожский уезд богат лесами, особенно лиственницей(?).
Предполагалось
связать г. Онега и Вытегру через Пудож узкоколейной железной дорогой, часть
маршрута планировалось провести по берегу Водлозера.
Первый проект канала Онего — Онега
В 1778 г. пудожский купец
Бакинин (возможно, Баканин А. К.) подал заявление на постройку канала из
Онежского озера к реке Онега через Водлозеро. Он рассчитывал окупить все
затраты за счет вырубки «ценных лиственничных лесов» в этом районе.
Первый пароход на Водле
15 июня 1875 г. состоялся пробный
рейс из Петрозаводска в Пудож первого железного судна русского флота парохода
«Ладога». В 11 ч. 30 мин. он вышел из Петрозаводска и около 19.00 был в устье
Водлы, а затем поднялся вверх по реке до д. Афанасьевской. Весь путь занял 11
часов, включая 2 часа на промеры озера и Водлы.
А регулярное
пассажирское сообщение Вознесенье - Пудож Петрозаводск началось с 31 июля 1876 г. Большинство
пассажиров составляли бурлаки, работавшие на Мариинской водной системе.
Первый рейс «Кометы»
23 июня 1968 г. у причала Шальской
пристани впервые пришвартовалось судно на подводных крыльях «Комета». Первые
рейсы по маршруту Петрозаводск — Пудож (Шала) и обратно совершалось только но
воскресеньям
После «Кометы» — «Марс»
16 марта 2005 г. состоялся первый
пробный рейс судна на воздушной подушке «Марс» по маршруту «Петрозаводск»
(точнее, пос. Уя, Прионежье) Шальский. Вместимость судна 9 человек. Время в
пути составило ровно 1 час.
Подводное кругосветное
путешествие
Его совершил житель поселка Пяльма Борис Васильевич Санников в составе
экипажа советской атомной подводной лодки в 1967. году. За время этого
подводного кругосветного похода (первого в мире!) наши моряки преодолели 25000 миль за 53 дня без
всплытия. За участие в этом походе Б. В. Санников был награжден медалью
Ушакова.