Это икона с
изображением святого Николая, написанная в 1(364 г. тубозерским дьячком
Мокеем для Нигозерской пустыни по приказу ее основателя Корнилия. Впоследствии
икона оказалась в сумской церкви Параскевы Пятницы и была объектом
паломничества верующих. После закрытия церкви в Суме (1930-е гг.) оказалась
утерянной и эта реликвия.
На пудожской земле
просиявшие
К сонму святых Русской
православной церкви причислены четверо бывших обитателей нашего края. Все они
подвизались в Муромском монастыре. Это его легендарный основатель Лазарь;
Афанасий, третий по счету настоятель обители: а также Елеазар и Назарий.
Самый большой колокол
На это звание
претендует колокол, который в 1891 году был пожалован в Муромский монастырь
московским мещанином Стефаном Салмановым в «память избавления государя наследит,;:
от угрожавшей ему опасности» (из надписи на колоколе). Весил этот гигант 115 пудов, т. е. 1840 кг.
Первое «житие»
Первый памятник
древнерусской литературы, созданный на территории Карелии и посвященный
событиям, происходившим здесь, — «Житие Лазаря Муромского» (иначе — «Повесть о
Муромском острове»). В нем описывается история основания Муромского монастыря
(восточное побережье Онежского озера). Время создания «жития» предположительно
конец 14 начало 15 века.
Самая древняя
деревянная постройка
До
1961 года в Муромском монастыре стояла церковь Воскрешения Лазаря. Затем ее
перевезли в Кижи, где она находится и поныне. Если верить «завещанию»
легендарного основателя монастыря Лазаря Муромского, эта церковь была
построена в конце XIV века. Однако опись имущества Муромского монастыря за 1872 г. называет другую дату
— 1573 год. В любом случае это древнейшая деревянная постройка не только в
Карелии, но и в России.
Наивысшие достижения
пудожских плотников
Плотницкое ремесло
всегда было одним из самых распространенных в нашем крае.
Топорных дел мастера
работали и дома, и за пределами уезда. Свой талант они применили в сооружении
ряда архитектурных шедевров в Карелии. В частности, в 1829- 1831 годах «тщанием
прихожан» возведена была деревянная колокольня всемирно известной кондопожской
Успенской церкви Руководил строительством. Василий Акилов, «житель Пудожского
погоста Повенецкого уезда». Так говорится в исторических документах, но здесь
есть очевидная ошибка к Повенецкому уезду в то время был причислен не
Пудожский, а Пудожгорский погост. В любом случае, плотницких дел мастер Василий
Акилов — наш земляк.
Поработали
пудожские плотники и в Кижах. Колокольня Кижского ансамбля, построенная в 1862 году, через 12 лет (1874 год)
подверглась перестройке, которая была отдана на подряд крестьянину
Пудожгорского общества Повенецкого уезда Сысою Осипову «ценою за 205 руб. при
сельском сходе, который все плотничьи и столярные работы произвел добросовестно
и прочно» (из архивных документов).
Самое многолюдное
шествие
В
феврале 1913 года из Муромского монастыря в направлении Каргополя
прошествовала тысячная толпа молдаван (бессарабцев, как их называли пудожане),
членов секты иннокентьевцев, сопровождавшая своего «пророка» Иннокентия (в
миру - Иван Левизор). Около дер. Печниково Каргопольского уезда он был
арестован, а его последователи — отправлены на родину.